Страница обновлена 20.03.2024

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8 "Колосок" Тутаевского муниципального района

Страница обновлена 20.03.2024
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8 "Колосок" Тутаевского муниципального района

Инновационный проект

«Персонализация коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ОВЗ средствами арт-педагогики и арт-терапии»

Ребенок мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще

(К.Д. Ушинский).

Арт-педагогика- это научно-педагогическое направление,

основанное на интегративном применении различных видов искусства

в образовательном процессе в целях эффективного

воспитательного воздействия на личность учащегося

(Р.А. Верховодова.,  Р.А. Галустов.).

В арт-терапии используется комплекс коррекционных упражнений,

которые затрагивают общее физическое развитие, эмоциональное развитие, речевое (вербальное) развитие, что в целом позитивно сказывается на социальном развитии.

(Г.А. Қасен, А.Б. Айтбаева).

Цель проекта: обогащение потенциала коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ОВЗ за счет грамотного применения возможностей арт-педагогики и арт-терапии

 Задачи:

  • Обеспечить конструктивное взаимодействие всех участников реализации проекта.
  • Повысить профессиональную грамотность педагогических работников в вопросах арт-педагогики.
  • Адаптировать технологию арт-терапии к образовательной деятельности с детьми с ОВЗ.
  • Создать банк методических материалов «Арт-терапия для развития детей с ограниченными возможностями здоровья».
  • Протестировать и внедрить инновационный продукт на муниципальном уровне.
  • Диссеминировать инновационный опыт.

Основная идея проекта

Проект носит сетевой характер, объединяет образовательные учреждения, заинтересованные в применении арт-педагогики для создания благоприятной/насыщенной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья. Соисполнители проекта: МОУ Емишевская ОШ, МОУ СШ №3, МОУ СШ № 7 им. адмирала Ф.Ф. Ушакова, МОУ Фоминская СШ, МДОУ №11 «Колокольчик», МДОУ №8 «Колосок», МДОУ №12 «Полянка», МОУ Начальная школа-детский сад №24 «Солнышко», МУ Центр «Стимул», Центр «Стимул».

 Предполагается создание и апробация программ индивидуальных/групповых занятий по арт-терапии с детьми с ОВЗ, а также банка сценариев занятий с применением методов арт-терапии с детьми с ОВЗ различного возраста.

Актуальность для развития системы образования Тутаевского МР

Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования (ФАОП ДО) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, содержательный раздел которой включает описание образовательной деятельности по пяти образовательным областям: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие; формы, способы, методы и средства реализации программы, которые отражают аспекты образовательной среды: предметно-пространственная развивающая образовательная среда; характер взаимодействия со педагогическим работником; характер взаимодействия с другими детьми; система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому; содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития обучающихся (программу коррекционно-развивающей работы).. Программы для разных нозологических групп должны разрабатываться с учетом особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся указанных групп.

            Каждый из 26 вариантов (8 нозологий) ФАОП разработан с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей обучающихся конкретной нозологической группы, которой он адресован, и обеспечивает освоение содержания образования, коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

ФАОП ООО в 15 вариантах (7 нозологий) содержит программы, ориентированные на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов:  федеральные рабочие программы учебных предметов; программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся; программу коррекционной работы; федеральную рабочую программу воспитания.

В соответствии с ФАООП УО образовательные организации могут разрабатывать адаптированные основные общеобразовательные программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в количестве до 47 вариантов с учетом диагнозов обучающихся и параллелей обучения.

Такое огромное разнообразие образовательных программ предполагает наличие широкого и вариативного методического «репертуара» у педагогов всех специальностей в каждом образовательном учреждении, которое посещают дети с ОВЗ.

            Актуальность данного проекта заключается в том, что арт-педагогика и арт-терапия несут в себе высокий потенциал коррекционно-развивающей деятельности.

Занятия по арт-терапии отличаются от обучающих занятий изобразительной деятельностью, танцами, музыкой и другими видами искусства. Главное отличие заключается в том, что лечение искусством не учит, как правильно рисовать, лепить, танцевать или играть на музыкальных инструментах, а создает игровое пространство для самовыражения, раскрытия творческого потенциала, создания своего неповторимого мира, для развития познавательных процессов и самопознания. Секретный ресурс арт-терапии заключается именно в том, что она дает возможность, не навязывая и не заставляя, раскрыть способности, помочь ребенку, опираясь на свои сильные стороны, преодолевать трудности. Арт-терапия расширяет диапазон общения с ребенком, помогает лучше понимать детские и взрослые переживания, создает «площадку» для благополучного развития.

Цель проведения занятий с элементами арт-терапии — это коррекция внутренних психологических конфликтов, проблем коммуникации и социализации детей с ОВЗ, коррекция проблем эмоционально-личностного развития, в т.ч. аутистов (РАС), задержке умственного развития или при наличии дефекта интеллекта, нарушениях речи, слуха, зрения, двигательных функций. Арт-терапия решает следующие задачи: пробуждает жизненные силы, активизирует внутренние ресурсы, в том числе память и работоспособность, создает новые мотивы, установки, закрепляя их в реальной жизни с помощью творческой деятельности, развивает познавательную и эмоциональную сферы, творческие способности, компенсирует недостающие возможности, помогает формировать навыки межличностной коммуникации налаживает внутреннюю целостность и общение с самим собой, оптимизирует личностные качества и ресурсы, обеспечивает социальную адаптацию. При проведении занятий прорабатываются реальные проблемы и фантазии, с которыми сложно работать вербально. Эффективность арт-терапии проявляется в коррекции отклонений и нарушений личностного развития, в использовании внутренних ресурсов детей с ОВЗ, особенно механизмов саморегуляции. Она помогает ребенку чувствовать себя нужным, узнавать о себе хорошее, развивать добрые отношения с людьми и окружающим миром.

Арт-терапия имеет свои общие функции для использования в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья:

- катарсистическая (очищающая, освобождающая от негативных состояний);

-регулятивная (снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния);

- коммуникативно-рефлексивная (обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки).

Методы арт-терапии в коррекционной работе позволяют получить позитивные результаты

- обеспечивает эффективное эмоциональное реагирование, придает ему (даже в случае агрессивного проявления) социально приемлемые, допустимые формы;

- облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабо-ориентированных на общение детей с ограниченными возможностями;

- дает возможность невербального контакта (опосредованного продуктом арт-терапии), способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит;

-создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции;

- оказывает дополнительное влияние на осознание ребенком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний, создает предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций;

- существенно повышает личностную ценность, содействует формированию позитивной «Я-концепции» и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком с  ограниченными возможностями здоровья.
            По замыслу разработчиков данного проекта важно грамотно применять средства арт-терапии по отношению к каждому обучающуюся с ОВЗ, осуществлять персонифицированный подход, исходя из заключения ПМПК, намечая зону развития  ребенка. Предполагается использование техник изотерапии, сказкотерапии, музыкотерапии, танцтерапии, игровой терапии, фототерапии, театральной терапии.

            Данный проект всецело соотносится со стратегической целью развития системы образования Тутаевского муниципального района – «создание условий для развития системы образования района, обеспечивающей достижение национальной цели и решение ключевых задач национального проекта «Образование», а также   осуществление прав граждан на получение общедоступного, качественного дошкольного, общего и дополнительного образования вне зависимости от места проживания»(Направление 2 «Создание условий для развития дополнительного образования», задача: развитие дополнительного образования для одаренных детей и детей с ОВЗ.  Направление 4 «Создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности», задачи: создание в образовательных организациях современной воспитывающей среды; обновление методов и технологий воспитания).

Программа реализации проекта

Сроки реализации проекта: 2024-2025 г.г.

I этап - организационный (январь 2024 г. - февраль 2024 г.): оформление сопроводительной документации, определение состава проектной команды, выборы членов координационного совета МИП.

II этап - практический (март 2024 г. – июнь 2025 г.): разработка и апробация инновационных продуктов, диссеминация инновационного опыта в системе образования ТМР и в РСО.

III этап - завершающий (август 2025 г. – декабрь 2025 г.), итоговое оформление материалов МИП.

 

Прогнозируемый продукт деятельности: сборник методических материалов «Реализация коррекционно-развивающих задач в работе с детьми с ОВЗ средствами арт-педагогики и арт-терапии», включающий рабочие программы (индивидуальных / групповых занятий) по различным направлениям арт-терапии и сценарии занятий.

Прогнозируемые результаты. В результате реализации данного проекта в дошкольных и общеобразовательных учреждениях - участниках МИП будет обогащена персонализированная коррекционно-развивающая деятельность с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Общеобразовательные учреждения Тутаевского муниципального района получат возможность использовать в своей педагогической практике инновационный продукт. В рамках РМО педагогов инклюзивного образования соорганизуется творческая группа «Арт-педагогика», участники которой смогут конструктивно общаться и пополнять сборник методических материалов «Реализация коррекционно-развивающих задач в работе с детьми с ОВЗ средствами арт-педагогики и арт-терапии».